Каникулы – прекрасная возможность не только здорово отдохнуть, но и провести время с пользой!
Чем занять ребенка в летний период, чтобы развить его фантазию и ораторское мастерство? Подборка игр и упражнений от ведущей занятий студии творчества и речи Ольги Емельяненко.
1. Самое простое и действенное упражнение для развития речевого аппарата, которым пользуются не только школьники, но известные дикторы и ведущие – скороговорки!
Начинайте с более легких, ежедневно закрепляя произношение и знакомясь с новой, постепенно усложняя задачу.
- Собирала Маргарита маргаритки на горе,
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
- Ашир шуршал ракушками и шарил в ширме.
- Елена лён мяла.
- Чиж,чиж, ты чей?
Чей,чей-чиж,чиж!
- У упрямого Прокопа урожай большой укропа.
- У бабульки батоны, бублики и булки.
- Бобры в гору забрели. На деревья набрели.
А бобры то злы, колпаки остры.
Три дроворуба деревья и повырубали
Колпаком все деревья и посрубали.
- Инцидент с интендантом,
Прецедент с претендентом,
Интрига с интриганом.
Как работать со скороговорками?
При первом «знакомстве» необходимо прочитать текст про себя. Затем попробовать медленно произнести его шепотом. После этого – читаем скороговорку вслух (можно по слогам), постепенно соединяя слова и увеличивая темп. Чтобы закрепить результат, уберите текст и попытайтесь произнести скороговорку по памяти.
Вернитесь к ней на следующий день.
2. Игра «Крокодил»!
Несколько упрощенная всем известная игра «Крокодил», суть которой сводится к изображению чего-либо при помощи жестов – отличное упражнение для актерского мастерства и фантазии!
Вы можете играть всей семьей или организовать игру для детской компании. Заранее подготовьте небольшие листочки со словами, которые необходимо будет объяснить «водящему». Это могут быть вещи, предметы, профессии, животные и т.д. Опустите их в шляпу или разноцветную банку – так игра приобретает для детей таинственность и интригу!
Кроме того, можно попросить ребенка самому загадать слово, которое он хочет показать присутствующим.
Тот «зритель», который первый угадывает изображаемое, следующим выходит на импровизированную сцену.
3. Еще один вариант с изображением без слов – выражение эмоций.
По очереди показывайте друг другу те или иные эмоции, используя только мимику.
Во время такой игры, развиваются не только вышеперечисленные навыки, но и происходит местная гимнастика, поскольку выполняющий задание может задействовать только мышцы лица.
4. «Поиграйте» со стихами!
Выберете небольшое известное вашим деткам стихотворение. Вместе вспомните его, а затем попросите чадо прочесть произведение с той или иной интонацией. Это могут быть следующие варианты:
- У меня сегодня День рождения
- Я получил двойку, и мне стыдно за это.
- Мне купили собаку!
- Я не хочу есть манную кашу!
- Ну, пожалуйста, мама, отпусти меня гулять с ребятами!
Конечно, вы можете придумать и свои варианты «подтекста», который необходимо передать при помощи интонации во время чтения стихотворения.
Далее, усложняйте задачу: знакомьтесь и запоминайте новые стихотворения, которые подойдут для выполнения данного упражнения.
5. «Пойми меня» - замечательная игра для развития памяти и речи.
Чтобы выполнить данное задание, необходимо собрать группу из 4-6участников.
Подберите (или составьте сами) небольшой и понятный текст, в котором будут присутствовать разные имена и действия. Пяти-шести предложений будет достаточно.
Первый участник выходит за дверь и внимательно слушает текст, который вы медленно читаете ему 2 раза. После этого к нему заходит второй участник, чтобы услышать пересказ всего, что первый только что запомнил. Далее игра идет по аналогии с игрой «Глухой телефон». Последнему «слушателю» предстоит рассказать свой вариант истории. Как правило, он очень отличается от изначального текста.
6. Загадай слово!
В этом упражнении каждому игроку необходимо загадать слово (лучше – сложное), которое нужно будет описать при помощи прилагательных. Задача остальных участников – отгадать его, задавая ведущему наводящие вопросы, ответы на которые могут быть только «да» или «нет».
7. Ищите рифму!
Вместе с малышом выберете слово, к которому можно будет подобрать как можно большее количество рифм.
Заведите небольшой словарик, куда ежедневно будете вносить новые слова, к которым подберете созвучные, или дополните уже имеющиеся.
После, при помощи такого словарика, можно попробовать сочинить простые и забавные стихотворения на заданную тему.
8. А теперь изобразим существ при помощи одних только звуков, издаваемых ими.
Начинайте с самых простых - корова, собака, кошка, лошадь и т.д.
От животных можно перейти к вещам и предметам. Задача будет уже сложнее и потребует не только актерских навыков, но и проявления фантазии. Как шипит утюг? О чем шепчет холодильник? Какой звук издает щетка для обуви, когда ею чистят ботинки?
В каждом ребенке – огромный творческий потенциал! Будьте уверены – он легко справится еще и не с такой креативной задачей!
9. Есть еще немало интересных и полезных упражнений, способствующих развитию креативных способностей ребенка. Мы постарались рассказать о самых простых комплексах, которые вы можете применять дома, в кругу семьи, или даже вдвоем с малышом.
Безусловно, групповые занятия, в данном случае, будут иметь больший эффект, поскольку во время них мальчишки и девчонки развивают еще и лидерские качества, командный дух; осваивают коллективное творчество, раскрепощаются и т.д.
Поэтому, предлагая те или иные задания, обязательно принимайте в них участие наравне с ребенком. Ведь интерес – главная мотивация, которая должна возникнуть у чада во время подобных «полезных» игр.
Мы желаем Вашим деткам нескучных и увлекательных каникул!
Пусть в каждом летнем дне будет как можно больше воображения, творчества и радости!