Дорогие будущие и настоящие мамочки, не пожалейте времени и прочитайте эту статью! Колики, срыгивания, запоры, болезненное отхождение газов, повышенный или сниженный мышечный тонус, беспокойное поведение под грудью… Эти неприятные состояния очень часто мучают малышей первых месяцев жизни и их родителей. Казалось бы, относить эти состояния к болезням неправильно. Давайте попробуем разобраться в природе перечисленных, а также многих других недугов. Перинатальные психологи убеждены, что все данные состояния младенцев относятся к психосоматическим расстройствам, когда страдают чувства - болеет тело.
Психосоматика - это направление в медицине, которое пристально изучает влияние чувств и эмоций человека на его тело. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), от 38 до 42% всех пациентов, имеющих телесные недомогания, страдают от психосоматозов, т.е. таких болезней, в возникновении которых существенную роль играет психическое состояние человека. На сегодняшний день к ним относят: ишемическую болезнь сердца, язву желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, нейродермит и бронхиальную астму.
Среди детей психосоматические заболевания тоже совсем не редкость. Несмотря на все достижения прогресса во благо человечества, количество неблагоприятных факторов, влияющих на психику ребенка, только возрастает. К самым ранним психосоматическим расстройствам относят такие недуги, как колики, срыгивания, расстройства пищеварения, в том числе запоры и болезненное отхождение газов, мышечную дистонию, слабость сосательного рефлекса, проблемы сосудистой, дыхательной и сердечной систем, головные боли, а также все виды беспокойного поведения под грудью - вплоть до полного отказа ребенка от груди. Сразу оговоримся: речь не идет о детях, уже родившихся с теми или иными патологиями. Речь идет о здоровых детях, которые приобрели подобные заболевания уже после родов, в процессе взаимодействия с матерью и другими взрослыми в их окружении. Дети, изначально больные, безусловно, нуждаются в пристальном лечении, хотя и в их случае нельзя исключить психосоматический фактор возникновения патологии.
Как же запускаются психосоматические механизмы?
Приведем типичный пример из жизни, если малышу не хватает мамы. Новорожденный малыш лежит спокойно у себя в кроватке. Сухой, накормленный, одетый. На первый взгляд, никаких внешних причин для беспокойства по его поводу нет, ведь родители сделали для крохи все, что считали важным. И вот, лежит он такой маленький, у себя в кроватке… и начинает скучать по маме. Ведь ему только 2-3 недельки от роду, он еще не успел отвыкнуть от девятимесячного общения с мамой внутри ее живота. А мама то пустышку вместо себя предложит для успокоения, то включит веселый мобиль над головой, то просто будет качать кроватку туда-сюда, "чтобы не капризничал". И удивляется, рассуждая: "Что ему еще надо? Малыша покормила, переодела, на спинку в полезное положение уложила. Если буду брать на ручки, так он чего доброго и привыкнет еще, избалуется!". Только вот невдомек бедной маме, что кроме физических потребностей у малыша есть еще целый список гораздо более существенных психологических потребностей, от удовлетворения которых зависит, вырастет ли он здоровым и счастливым, станет ли человеком с большой буквы.
Эта потребность в любящем контакте глаз, потребность в нежных и частых прикосновениях, потребность, как минимум еще на протяжении 9 месяцев быть рядом с мамой - только уже не внутри нее, а снаружи, на руках и у груди: чтобы слышать привычный ритм сердцебиения, чувствовать знакомую вибрацию голоса и ощущать знакомые запахи. Одним словом, у малыша есть большая потребность в любви, и задача родителей - дать ему эту любовь почувствовать. Причем делайте это так, чтобы любовь «смогла достучаться» до вашего крохи: ношение на ручках, частые и продолжительные кормления грудью в ответ на просьбы о сосании, совместный сон, незамедлительная реакция на плач, помощь в устранении и предупреждении любого дискомфорта, готовность делиться с малышом своим временем, душевными и физическими силами, терпеливое обучение жизненным навыкам.
Если же малыш не получает этой любви в той степени, в которой ему необходимо, например, если уход за ним организован по правилам ухода за детьми в приютах (бесконечное лежание в кроватке, кормление по режиму, отсутствие ношения на руках, отдельный сон), то он начинает искать любые доступные способы для восполнения этой нехватки. Первое, что он усваивает: "Если я не заплачу - на меня не обратят внимания". И очень успешно "начинает учиться" плакать. Затем малыш плачет все больше и безутешнее - ведь именно так ему обеспечен необходимый продолжительный контакт с любимой мамой - только в этом случае она будет носить его на ручках и нежно утешать.
Если и этого недостаточно, и еще к тому же мама - сторонница устранения детского плача по методикам Бенджамина Спока, то организм крохи выдает какие-нибудь тревожные симптомы: появляются срыгивания, вздутие живота и любые другие проблемы, цель у которых одна: «Обратите на меня внимание!». Диагнозы могут быть самыми разными. Но цель достигнута, и контакт с малышом установлен.
Приведенный пример, конечно же, очень условный. В жизни бывают ситуации намного сложнее. Вспоминаю одного мальчика, у которого в пять месяцев "вылезла" паховая грыжа. Психосоматическая причина была налицо: с рождения этого карапуза обливали холодной водой, причем, реагировал он на закаляющую процедуру крайне отрицательно. Но детский плач не смог повлиять на увлеченных родителей! Как им сказали на курсах по подготовке к родам, только обливание служит залогом здоровья для подрастающего поколения. К большому счастью крохи, после обнаружения грыжи закаливающие процедуры прекратились. А диагноз остался, причем надолго.
Материал подготовила Анжелика Николаева, перинатальный психолог в йога-центре «Ситарам».