Вам нужен логопед!

Публикации
Добавить публикацию
Вам нужен логопед!
08.02.2016 15:10:36   Интервью

Вам нужен логопед!

Героиня этого интервью – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой логопедии Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, Ольга Вячеславовна Елецкая – приехала в наш город из Санкт-Петербурга, чтобы обучать будущих логопедов. В перерыве между лекциями Ольга Вячеславовна любезно согласилась поделиться с тагил-мамочками советами и рекомендациями, относительно развития детской речи.



В1993 году Ольга Елецкая окончила РГПУ им. Герцена по специальности олигофренопедагогика и логопедия. Долгое время работала в школе, что позволило накопить богатый профессиональный опыт. В 2008 обобщила полученные и накопленные знания в кандидатской диссертации по проблеме дизорфографии у школьников.


В настоящее время продолжает практическую деятельность в одном из питерских детских садов и в частном логопедическом центре «Кабинет речевой терапии» http://www.spblogoped.ru/.


Кроме того, Ольга Вячеславовна – счастливая жена и мама двух взрослых детей. Сын – артист, а дочь, последовавшая по маминым стопам – логопед.


- Добрый день, Ольга Вячеславовна!

Правда ли, что деток с нарушением речи сегодня становится все больше?


- Здравствуйте! Да, детей с речевой патологией сегодня действительно стало больше. По традиции, это связывают с плохой экологией, перинатальной патологией и патологией у матерей. Но это такой взгляд-штамп. Он имеет место быть, однако современные медицинские технологии развиваются с завидной скоростью. Благодаря этому мы имеем возможность выхаживать и спасать наших детей. Тем не менее, к тому моменту, когда приходит пора говорить, оказывается, что речевые функции у них нарушены. В настоящее время знающие и заинтересованные в развитии своих детей родители обязательно отведут своего ребенка к логопеду, такие занятия заслуженно считаются очень полезными и модными, в хорошем смысле этого слова. Никто уже не опасается отправлять ребенка в логопедический детский сад – этим, по справедливости, гордятся. Сегодня посещать детский сад для детей с нарушениями речи едва ли не престижнее, чем частный ДОУ. Однако многие родители все же не знают, что существуют речевые нарушения, что их можно и нужно вовремя распознать и попытаться преодолеть.


- Расскажите, пожалуйста, с чем, главным образом, связано нарушение речи у детей? Существует ли в этом какая-либо закономерность?


- Постараюсь объяснить доступным языком. В логопедии разделяют центральные и функциональные нарушения речи. Центральные – это мозговые участки, которые отвечают за понимание речи и говорение. Также есть то, что мы называем «периферией»: язык, небо, зубы.… Между ними находятся подкорковые структуры – черепно-мозговые нервы. В зависимости от того, где «сломалось», и возникают нарушения речи. Если это только нарушения звукопроизношения (логопеды называют их «дислалия») – с ними легко можно справиться. Это могут сделать даже старательные и внимательные родители, не прибегая к помощи логопеда. В случае, когда речевой аппарат нарушен грубо, например, при расщелинах нёба, нарушается и звукопроизношение, и тембр речи. В таком случае ребенку, конечно, необходима комплексная помощь: врачебная, логопедическая, а часто и психологическая. Если в разные периоды развития у ребенка пострадали подкорковые структуры головного мозга, отвечающие за двигательные функции, то речь идет об более или менее выраженных нарушениях звкопроизношения (дизартрии). Может пострадать и кора головного мозга. В зависимости от того, какой из центров поражен, логопеды говорят от моторной или сенсорной алалии. В первом случае, ребенку будет трудно оречевлять свои мысли, при относительной сохранности понимания речи окружающих. Во втором - в большей степени будет страдать понимание.Дети с этими расстройствами долго не начинают говорить и часто отстают от ровесников по развитию. Тогда, конечно, возникает необходимость посещения специального коррекционного детского сада. Дело в том, что если не побороть эту проблему до первого класса, могут возникнуть проблемы с письменной речью: дислексия, дисграфия и дизорфография. Придется потом продолжить занятия в специальной школе для детей с нарушениями речи или со школьным логопедом. Соответственно, наоборот, если вовремя ликвидировать нарушения при помощи коррекционной работы, есть все шансы успешно обучаться в обычном образовательном учреждении.

Важно понимать, что в некоторых случаях речевые расстройства может заметить только профессиональный логопед. И только специалист может говорить о том, насколько они серьезны. Поэтому родители не должны пренебрегать направлением невропатолога к этому специалисту. Но с этим, как правило, проблем и не возникает. Мамы и папы охотно ведут детей от невропатолога – к логопеду, а вот рекомендации логопеда записать ребенка к невропатологу – игнорируют, несмотря на то, что это очень важно!


- Может ли воспитание негативно влиять на развитие речи ребенка? Вопрос не о каком-то асоциальном образе жизни родителей, а об обычной семье.


- Семейное воспитание, безусловно, влияет на становление и развитие детской речи.

Если ребенок растет вне социума, если с ним никто не общается – речь не разовьется.

Для того чтобы она формировалась правильно и своевременно, должна соблюдаться логика речевого развития. Просмотром даже самых замечательных мультфильмов, телепередач и прослушиванием песенок здесь не обойтись. Для овладения речью ребенку необходимо только живое общение с взрослыми и сверстниками! На кого эта роль ложится главным образом? Конечно, на плечи родителей. Так как с мамой и папой ребенок видится чаще всего, то по большей части, и лексику, и грамматические, формы, он будет перенимать от них.


- Есть мнение, что с детьми нельзя «сюсюкать». Действительно ли это так?


- Утрированно «сюсюкать» с детьми, конечно, не стоит. Известно, что отцы, общаясь со своими детьми, уделяют больше внимания действиям с различными предметами, чем комментированию окружающих событий. Матери же, напротив, заняты в большей степени констатацией происходящего, объясняя его ребёнку. Дети чувствуют это различие и обращаются к отцу с одними просьбами, к матери – с другими. Американские учёные провели исследование, согласно которому отцы гораздо чаще, чем матери, в диалоге с ребёнком обращаются к нему с просьбой разъяснить сказанное и делают это в менее «детской» манере, чем матери. Замечено, что тема, предложенная ребёнком, больше по времени поддерживается матерями, чем отцами. Есть и другие различия, но все они свидетельствуют о том, что в развитии коммуникативных навыков функции родителей поделены: матери более внимательные и понимающие коммуникаторы, обеспечивающие максимум комфорта для детей и поощряющие его к деятельности, зато отцы лучше готовят детей к общению с незнакомыми взрослыми, что также необходимо.


- С какого возраста стоит начинать занятия с логопедом? Что должно насторожить родителей, чтобы заставить записать ребенка на прием к специалисту?


- Начинать логопедические занятия стоит с того момента, как была обнаружена проблема - с самого раннего возраста. Если беременность мамы протекала плохо, если были тяжелые роды – это все те же поводы для визита к специалисту. Ждать не нужно. Назначение лечения невропатологом - уже причина обратиться к логопеду. Ослабленное состояние, капризность, нарушение сна у детей до года – тоже первые сигналами того, что с речью у ребенка могут возникнуть проблемы. На втором году жизни родители должны «забить тревогу», если существует задержка речи. Согласно норме, первые аморфные слова в речи ребенка могут появиться в 9-10 месяцев. В год и два месяца малышу полагается произнести первую фразу, например «Мама, дай». В три года ребенок с нормальным развитием речи произносит около 2,5 тысяч слов. Показателями для обращения к логопеду станут и такие признаки, как непослушание ребенка, неадекватное поведение, выражение несогласия при помощи криков и плача. Кроме того, малыши с нарушениями развития речи часто испытывают трудности в коммуникации, проявляют своеобразную реакцию на обращенную чужую речь: то слышат – то не слышат говорящего, или не слышат совсем. Основными причинами нарушенной речи могут быть изменения мышечного тонуса, нарушения рефлексов, асимметрия органов артикуляции, нарушение звуков и т.д. При таких расстройствах (если вовремя не лечиться) у ребенка могут обнаружиться и более глубокие проблемы, такие как нарушение фонетического восприятия, лексического и грамматического строя речи, и даже возникновение задержки психического развития и нарушение движений. Тем не менее, до трех лет мы еще можем надеяться, что задержка речи – темповая. После трех лет, ни о каких темповых задержках говорить уже нельзя, и вам необходимо не просто идти, а бежать к логопеду. Если какой-то специалист успокаивает вас тем, что задержка речи в том или ином возрасте – это нормально, стоит срочно поискать другого специалиста! Родители должны получать четкий ответ на вопрос, почему их ребенок не разговаривает или испытывает трудности с произношением, так как нарушение речи довольно часто является симптомом других заболеваний.


- Есть ли в речевом развитии ребенка момент, который можно упустить, и это станет причиной дальнейших нарушений?


- Да. Если что-то не сделано к сроку – значит упущено! Если ребенку в дошкольном возрасте не «поставить» звуки, то потом начнутся проблемы, что в дальнейшем может привести к нарушению письменной речи. Если до пяти лет ребенок не начал говорить, то, к сожалению, согласно статистике, его речь уже не сможет сформироваться нормально.

Если малыш не заговорил до семи лет – он не заговорит и после.

Есть родители, которые вместо того, чтобы срочно принимать меры и начинать занятия, как только обнаружили проблему, подолгу собирают информацию, надеются на чудо и выбирают логопеда. В результате, к пяти годам оказывается, что важный момент уже упущен…


- Как долго необходимо посещать логопеда, чтобы достигнуть результата?


- Когда речь идет о первичных нарушениях (ребенок не выговаривает некоторые звуки), может хватить и десяти занятий. Если мы говорим о более значительных проблемах, необходимы постоянные визиты к логопеду, вплоть до начала школьной жизни. В некоторых случаях, возможно, сохранится необходимость посещать специалиста и будучи учащимся – два раз в неделю. Только при регулярных упражнениях можно выйти на нормальный уровень речевого развития. Отмечу, что наилучший результат достигается при комплексной помощи врача и логопеда.


- Могут ли родители заниматься с ребенком дома самостоятельно?


- В дополнение к занятиям со специалистом, родителям, безусловно, стоит заниматься с ребенком и дома. Это может быть зарядка для языка, артикуляционная гимнастика, задания на расширение словарного запаса: можно учить с малышом названия животных и их классификацию, изучать природные явления и времена года, цифры, буквы и т.д. Кроме того, маме и папе следует постоянно поправлять малыша, когда он говорит не правильно. Чтобы достичь определенного эффекта, домашняя работа просто необходима.


- Как родителям понять, что перед ними логопед – профессионал, а не просто человек, имеющий диплом по специальности?


- Здесь все просто: нужно посещать занятия вместе с ребенком, и вы все поймете. Кроме того, что удастся оценить компетентность логопеда, вы сами сможете пройти курс обучения, который поможет заниматься с ребенком дома. Логопед должен уметь четко рассказать о речевых проблемах вашего ребенка и объяснить динамику. Вас должно насторожить, если он отказывается проводить занятие в вашем присутствии.


- Бывают ситуации, когда родителям говорят о том, что у малыша короткая подъязычная связка и рекомендуют ее подрезать. Насколько необходимо и оправдано такое хирургическое вмешательство? Может ли ребенок нормально говорить с короткой «уздечкой»?


- Скажем так: это дело вкуса. Уздечка (с позиций логопеда) влияет только на произношение шипящих звуков и звука «р». То есть, это косметический дефект, который может помешать вашему ребенку в будущем стать диктором или артистом. Дефект этот можно устранить и обычными ежедневными упражнениями, но скажу сразу, что они довольно болезненные и неприятные, поэтому вряд ли вы легко сможете заставить маленького ребенка регулярно их выполнять. Потому, лично я бы рекомендовала подрезать, чтобы за один раз избавиться от этой проблемы и освободить время для более интересных занятий. Существует мнение что укороченная подъязычная связка иногда приводит к нарушению прикуса, поэтому, в любом случае, если есть подозрение на то, что связка коротковата, стоит проконсультироваться с врачом-ортодонтом.


- Могли бы вы порекомендовать родителям какие-то пособия для самостоятельных занятий с детьми?


-Я бы советовала обратить внимание на те пособия, которые рекомендует ваш специалист, ведь именно он знает, какие проблемы с развитием речи есть у вашего ребенка. Отмечу только, что точно не стоит скупать все пособия подряд: больше, это не значит – лучше.


- Ольга Вячеславовна, мы благодарим вас за столь полезную и интересную беседу! Пожелайте что-нибудь нашим читателям – родителям маленьких тагильчан?


- В первую очередь, желаю вам всем здоровых детей! Но если у них обнаруживаются речевые проблемы – не отчаивайтесь! Сосредоточьтесь, возьмите себя в руки, вникните в проблему и начните активно ее решать! Знайте, что весь процесс развития речи у вашего ребенка можно превратить в увлекательное занятие, о котором вы вместе потом будете вспоминать как о чем-то очень добром и светлом! Получайте удовольствие от занятий с логопедом, и тогда результат не заставит себя долго ждать!



Автор: 
tagil-mama.ru
Комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
Похожие публикации
выбираем-покупаем-одеваем
Группа в вк: выбираем-покупаем-одеваем

MIA MODA
Интернет магазин тканей MIA MODA.

Юные тагильчане – призеры Европы!

Юные тагильчане – призеры Европы!

Тагильские спортсмены заняли 3 место в чемпионате Европы.

28.07.2016 13:47
Новый год с Лигренком
Новый Год пройдет для мам и малышей от 1.5 лет на ГГМ, вход свободный

21.12.2016 11:04
Победители определены!
27 мая в центре "Полиглотики" состоится вручение сертификатов участников и дипломов победителям конкурса "Винни-Пух будет рад!"

25.05.2016 15:35
Вручение сертификатов
11 января 2016 состоится вручение сертификатов от Нижнетагильского музея изобразительных искусств

09.02.2016 16:03
Вход на сайт
» с помощью логина и пароля
» с помощью внешнего сервиса
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: